Семнадцатого мая на стадионе «СПб Ринг» в Ольгино состоялся этап Первенства России по автомобильному кроссу на багги. Участники кросса - дети от восьми до восемнадцати лет - показали себя настоящими взрослыми гонщиками, которым большие скорости и крутые повороты приносят драйв и эмоции.
Рев моторов мы услышали еще до того, как дошли до самого пункта назначения - маленькие багги гудели практически так же громко, как большие тракторы. Одного взгляда на эту картину машинным маслом достаточно, чтобы понять, что все - от десятилетних водителей, до сорокалетних техников - относятся к соревнованию крайне серьезно: это не аттракцион, тут самая натуральная борьба.
«В первую очередь такие мероприятия дают участникам адреналин, - рассказывают нам организаторы, - дети любят автоспорт, занимаются им. Приезжают участники со всей России - от Питера до Новосибирска. Наших, петербуржских, участвует всего два пилота, в классе Д3 супер-мини - они вне первенства. Просто это традиция, там совсем маленькие дети, от пяти лет, которые катаются в качестве тренировки. Но ездят они, кстати, очень быстро, даже прыгают на трамплинах - детишки серьезные».
На этом стадионе соревнование проходит в четвертый раз, Первенство России проводится в восемь-десять этапов. В этом году два этапа проходят на трассе спорткомплекса «СПб Ринг» - этот этап и еще один в июне. Победитель определяется по сумме очков всех этапов, а лидер этапа определяется по итогам заезда. Семнадцатого мая пилоты соревновались по трем категориям: D3 mini (от 8 до 12 лет), Карт кросс и D3 юниор (от 12 до 18 лет). Призы победителям - комплекты амортизаторов - предоставила компания «Плаза».
По прямой дети гоняют явно больше ста, маленькое кольцо трассы - шестьсот сорок метров, по словам организаторов, дети проходят примерно за 34 секунды. Это у самых юных, не считая того, что они притормаживают на поворотах. Большие классы автомобилей могут делать и 200 километров в час, главное - чтобы было где разогнаться.
Если говорить о безопасности, то багги, пожалуй, самый «спокойный» вид соревнований. Дети участвуют на автомобилях, которые специально подготовлены для гонок, производители следят за качеством строго по техническим требованиям, ребенок защищен дугами безопасности, сеткой, плотно пристегнут и отлично экипирован.
Игорь АПУХТИН, журналист, комментатор, организатор проекта «Мир Скорости»:
- На самом деле у нас мало подвижников, которые интересуются автомобильным спортом, особенно детским. То, что международный мастер кроссовик Андрей Даниленко построил такой стадион, и что муниципальное образование «Лахта Ольгино» и окрестные муниципальные образования типа «Саутек» пошли ему навстречу, - это удача.
Заниматься подобной деятельностью необходимо - я говорю об этом уже не первый год. Если человек, например, не умеет играть в футбол или в теннис, это никоим образом не влияет на его безопасность в этой жизни. Но 90% детей, вырастая, садятся за руль автомобиля, транспортного средства повышенной опасности, а это уже прямо влияет на их жизнь.
Если у вас нет консерваторского образования - вам не придет в голову начать дирижировать симфоническим оркестром. Но если вы это сделаете, то вас максимум забросают помидорами, и никто не умрет. Тогда почему у нас за руль садятся абсолютно неподготовленные люди? Мы каждый год теряем 35 тысяч человек на дороге. То есть каждый год мы можем подходить к карте России и стирать оттуда средний районный центр - вообще, со всем населением. Это серьезная цифра.
Управлять автомобилем - это ездить на рефлексах. Все остальное - это перемещение транспортного средства повышенной опасности из пункта А в пункт Б с разной степенью этой самой опасности. Вот сегодня, к примеру, у одного из участников день рождения - ему исполнилось тринадцать лет. Так он не то что водит - он борется, он понимает, что делает, и это будет самый безопасный водитель на дороге. Любой человек, прошедший минимальную спортивную подготовку, становится водителем безопасным, профессиональным.
Тем временем два гонщика на трассе закладывают очередной вираж, и оба чуть не вписываются в земляной вал. Пыль долетает даже до рубки, в которой мы беседуем.
- Чем отличается чайник после автошколы от человека, который хотя бы немного занимался автоспортом? - продолжает Игорь Апухтин. - Когда ДТП неизбежно, спортсмен ищет возможность выйти из этой ситуации с минимальными потерями, в то время как человек неподготовленный может закрыть голову руками, и дальше - как повезет.
Почему детский спорт выпал из национальной программы «Безопасность движения» - трудно сказать. Говорят, нашим некоторым депутатам это не понравилось - «А зачем? Их в автошколе научат». Да не научат. Поэтому, когда появляются такие трассы, и маленькие дети мастерски летают на кроссовых мотоциклах, я понимаю, что растет будущее России. Можно повышать зарплату гаишникам, можно вкладывать деньги в дороги, которые разваливаются раньше чем через десять лет. Но дело в головах - если не готовить нормальных водителей с детства, то толку в этом не будет.
То, что такие мероприятия будут развиваться, - это и так понятно, сами посудите, несмотря на кризис, у нас тут - Москва, Нижний Новгород, Новосибирск.
Одни дети играют в машинки, а другие - «играют в машинки». В такие серьезные и совсем настоящие. И глядя на очередной крутой вираж, понимаешь, что эти дети действительно взрослее, чем кажутся на первый взгляд.
Евгений БИРЮЛЯЕВ
Фото Марии РАЗЫГРИНОЙ
http://www.autosuper.ru