Прошедшая в Москве «Крокус Экспо» международная специализированная выставка «Строительная техника и технологии-2009» явилась хорошим индикатором рынка коммерческой и специализированной техники. Мы посетили это мероприятие специально для того, чтобы узнать, как данный сегмент справляется с новыми экономическими условиями и какой вектор его развития будет заложен в ближайшем будущем.
В центре внимания
Масштаб выставки был настолько велик, что участники СТТ-2009 не только заняли 2 павильона и 4 зала, но и расположились за пределами здания. Гиганты строительной техники грелись под солнцем, демонстрируя свою мощь и возможности. Стараясь заинтересовать посетителей выставки, участники устраивали невероятные презентации своих моделей. Квадратные метры, на которых расположилась выставка в этом году, несколько уступают площадям предыдущего года. Наверное, благодаря этому визуально количество посетителей не уменьшилось. Однако, как справедливо заметило большинство участников, влияние экономического кризиса позволило отделить целевую аудиторию и уменьшить количество незаинтересованных гостей на выставке.
Среди посетителей СТТ-2009 были замечены представители подрастающего поколения. Юные гости с удовольствием осваивали строительную технику, отдавая предпочтение соразмерным своему росту машинам.
МНЕНИЕ
Генеральный директор Игорь ТИХОНОВ:
«Наша компания специализируется на продаже турбин. Напрямую со строительной техникой это не пересекается, но наши турбины используют многие строительные и сервисные предприятия, с представителями которых наиболее удобно встречаться именно на выставках, подобных СТТ. В итоге деньги, потраченные на посещение выставки, окупаются многократно. По результатам прошедшего форума уже зарегистрированы два клиента, и еще несколько потенциальных сделок находятся в разработке. При этом мы не арендуем выставочные площади, предпочитая контакт именно с экспонентами.
Организаторы СТТ проделали хорошую работу, были привлечены многие российские компании. Для нашей фирмы, ориентированной прежде всего на внутренний рынок, это очень важно. Мы посещаем СТТ уже третий год подряд, и в этом году, например, впервые увидели выставочные площади с шахтным оборудованием, в котором применяются продаваемые нами турбины. Таким образом, налицо рост разнообразия представляемых на СТТ компаний, а значит - рост нашего бизнеса».
Не рассчитывая на обилие посетителей младшей возрастной категории, ряд экспонентов устроил пикантные презентация, обеспечив скопление сильной половины человечества у своих стендов.
Насыщенная программа
За прошедшие дни несколько компаний провели пресс-конференции, представив свою продукцию на обозрение будущим покупателям и прессе.
КАМАЗ представил обновленные модели известных машин и затронул несколько актуальных в сложившейся экономической ситуации в мире вопросов.
МНЕНИЕ
Генеральный директор Аргис Инжиниринг Виктор АТАПИН:
«Идея подобной выставки, несомненно, привлекательна. Но, к сожалению, на сегодняшний день участие в ней для небольшой компании - неподъемная ноша. В итоге в павильонах мы из года в год видим одни и те же крупные брэнды, компаний же, занимающихся сервисом и ремонтом техники, удручающе мало. В нынешней обстановке большинство представленных на выставке компаний заинтересованы в активных прямых продажах, долгосрочные проекты не столь интересуют участников: у многих взяты кредиты, которые срочно надо отдавать.
Наша компания крайне заинтересована в участии в СТТ, но мы, к сожалению, не можем себе этого позволить. Если бы организаторы сочли возможным уменьшить минимальный размер арендуемых выставочных площадей и разработать систему привлечения новых участников, от этого выиграли бы все стороны. Пока же мы вынуждены констатировать, что наибольшую заинтересованность в этом мероприятии проявляют зарубежные, особенно китайские, компании. Хотелось бы, чтобы помимо деклараций о необходимости развития отечественного бизнеса предпринимались и какие-то конкретные шаги.
Пока что значительно более полезными для нас оказываются региональные выставки схожей тематики, но хочется надеяться, что эта ситуация вскоре изменится».
Компания TECHSTROYCONTRACT продемонстрировала технику фирмы Hitachi, давно зарекомендовавшую себя как надежного производителя, и технику нескольких китайских гигантов, которые продолжают завоевывать рынки семимильными шагами. ИНСТРОЙТЕХКОМ, представляя технику фирмы Komatsu, отдал предпочтение наглядной демонстрации силы техники, а не словесным описаниям достоинств машин.
Компания John Deere, которая впервые приняла участие в выставке СТТ и выступила в роли «темной лошадки», продемонстрировала новинки от производителя, которые смеют рассчитывать на конкурентоспособные позиции на отечественном рынке строительной техники.
Среди множества новинок, представленных в рамках выставки, главными можно назвать продукцию Volvo СЕ, гордостью которых стала колесная фреза MW530, компании LTECH - Подъемные технологии, на стенде которой была презентована автовышка Wumang Palfinger WT 530, и многие другие. Корпорация Komatsu, в представлении ЗАО «Инстройтехком - Центр», выставила на обозрение колесные погрузчики легкого класса и бульдозеры мини-класса.
МНЕНИЕ
Менеджер по рекламе и PR Гудвил Холдинг Ольга БУРЫКИНА:
«Уровень организации выставки оказался выше, чем мы ожидали. Организаторы с честью справились со своей работой, несмотря на то, что сегодняшняя нелегкая ситуация не могла не оказать влияния на весь процесс. Подводя итоги, можно сказать, что выставка была удачной.
Цели, поставленные компанией для себя в связи с участием в СТТ-09, полностью достигнуны. Мы провели демонстрацию всего ассортимента наших товаров, в том числе впервые представили трейлеры, которые сразу же заинтересовали потенциальных покупателей. О заключенных контрактах говорить еще рано, но в долгосрочной перспективе выставка, несомненно, пойдет только на пользу компании.
Что касается целесообразности столь обширного мероприятия во времена, когда каждая копейка на счету, - я считаю, что подобные форумы международного значения просто необходимы. Ведь только на них возможен непосредственный контакт между столь огромным количеством специалистов и участников бизнеса, что способствует улучшению общей ситуации на рынке.
Разумеется, наша компания будет участвовать в СТТ-10».
Большое количество отечественных производителей также порадовали своими техническими произведениями. Так, КАМАЗ провел на пресс-конференции презентацию своих обновленных машин, а позднее и наглядную демонстрацию. Представила несколько новинок строительной техники и «Ивановская марка».
МНЕНИЕ
Директор по маркетингу Webasto Тимофей КРИВОШЕИН:
«Сам факт того, что выставка состоялась, уже вселяет оптимизм. Общая ситуация на рынке порождала опасения, что СТТ может постигнуть судьба Комтранс-2009 (эта выставка не состоялась из-за недостаточного количества заявок - прим. авт.) Таким образом, самим фактом своего проведения СТТ доказала, что отрасль еще жива. Без сомнения, это окажет положительный психологический эффект.
Непосредственно о нашей компании могу сказать, что для нас эта выставка была большей частью имиджевым проектом. В сфере предоставляемых нами услуг - продаж автомобильного климатического оборудования - новые клиенты появляются лишь с приходом нового брэнда на рынок, существующие производители уже сотрудничают либо с нами, либо с конкурентами. Так что СТТ для нас - способ пообщаться с уже существующими партнерами.
Будет ли наша компания участвовать в СТТ-10? Зависит от наличия или отсутствия там наших клиентов. Время покажет».
С надеждой на будущее
Погодные условия, которые периодически освежали внешний вид выставленной техники, не повлияли на интерес публики к выставке СТТ-2009. Уже на второй день некоторым компаниям удалось заключить перспективные контракты по продаже и аренде строительной техники.
Общее настроение, которое царило на выставке строительных гигантов, выражало надежду на перспективное будущее, несмотря на негативное настоящее.
По мнению участников СТТ-2009, выставка в целом прошла благополучно. Последующие дни передавали чувство глубокого выдоха облегчения, так как напряженность открытия отступила, и все вошло в «привычную» колею. Атмосфера, царящая на выставке, располагала к свободному общению и позитивному настроению.
Грандиозность СТТ-2009 как мероприятия международного масштаба подтвердилась заметным интересом к данной выставке со стороны зарубежных участников и посетителей. Доминирующими гостями выставки остается целевая аудитория, однако среди людей, с интересом наблюдающими за шоу «дрессированных экскаваторов», были замечены и просто любопытствующие.
МНЕНИЕ
Алексей БИРЮКОВ, начальник отдела маркетинга и рекламы «Уралавтоприцеп»:
«В принципе, наша компания довольна результатами своего участия в выставке. Были налажены новые связи с потенциальными клиентами, мы пообщались с коллегами, оценили ситуацию в нашей отрасли производства. Организационные неувязки, хоть и приходится признать их наличие, все же были сведены к минимуму. Конечно же, на общем уровне мероприятия и числе экспонентов сказалось сложное экономическое положение.
Тем не менее выставку, несомненно, можно признать удачной. Мы получили ценный опыт. Отрадно видеть, что даже в нынешней ситуации на СТТ появилось множество новых участников. Как мне кажется, для многих компаний участие в столь крупном мероприятии - это своего рода декларация о том, что бизнес еще на плаву. В следующем году мы обязательно вновь поедем в «Крокус-Экспо».