Маршрутки всего за 12-15 лет стали привычным видом как городского, так и междугороднего транспорта. Уже даже сложно представить себе дорожный поток без них. С одной стороны, такие автомобили в городе просто необходимы: можно быстро доехать практически в любое место назначения, да и ходят они чаще, чем автобусы, троллейбусы и трамваи, а то же метро невозможно дотянуть в любую точку города. С другой стороны, в отличие от количества машин, собираемых на заводах, такое же количество квалифицированных водителей брать просто негде. Вот и становится всё больше водителей маршруток, родом из Средней Азии, чей опыт и полученные водительские права ставятся под сомнение из-за большого числа ДТП с их участием.
Ты как за рулём оказался?
Отдельный вопрос в том, как за рулём транспортного средства с числом пассажирских мест свыше восьми оказываются неготовые к этому водители. Здесь всё упирается в универсальность водительских прав. Если человек приехал из-за рубежа и обладает в своей стране правом на вождение автотранспорта то доказывать это снова ему благодаря международным договорам не придётся. Единственное, что ему нужно будет сделать - выучить ПДД страны, в которую он приехал. При этом, никого не заботит качество обучения, которое он прошёл у себя на родине, и его реальный водительский стаж. Таким образом, если у водителя-иностранца есть права категории D, позволяющие управлять пассажирским транспортом, то он сможет заниматься этим и в России. А будет ли он учить российские ПДД - неизвестно, так как, хоть он и несёт ответственность за их нарушение, проверять его на знание дорожных правил не будут.
В обход закона
Если разобраться в российском законодательстве, то вроде мы защищены от водителей-неумех за рулём маршрутки или автобуса. На уровне региональных законов для получения водителем категории D жестко предписываются требования возраста и стажа (не младше 21 года, с не менее чем 3-летним постоянным стажем вождения). Но вот обойти его иностранцу-водителю достаточно легко, если у него уже есть соответствующая категория в правах, полученных в своей стране. Работодателю нанимать таких «водил» выгоднее: зарплату просят меньше, права уже есть, да и ответственность в случае чего практически полностью ложится на самого водителя. Следствием таких кадровых решений становится то, что на дорогах вместо профессионалов появляется всё больше гастарбайтеров за рулём, ставящих под угрозу не только свою жизнь, но и жизни пассажиров и окружающих его в транспортном потоке автолюбителей.
Докажи, что хватит опыта
Обезопасить пассажиров и других участников движения - вот цель, которую ставят перед собой авторы законодательных инициатив, призванных переломить плачевную ситуацию с высоким числом ДТП с участием маршруток. Путей решения проблемы несколько. Наиболее радикальная - заставить пересдавать на права иностранных водителей, но это видится сюрреалистичным. Ведь тогда придётся либо составлять список стран с «неблагонадёжными» экзаменами на получение водительских удостоверений (а это выглядит дискриминационно), либо при повсеместной перепроверке столкнутся с недоумением водителей из Европы, а после с адекватными мерами со стороны той же, например, Германии, где из машин начнут высаживать наших водителей и просить их пройти тесты на знание немецких ПДД. Более предпочтительным выглядит введение новых требований квалификации для каждого водителя пассажирского транспорта, проверяемых прямо перед приёмом на работу. И если эта проверка будет действительно серьёзной, можно будет сразу увидеть, кто есть кто. Да и обеспечить все дополнительной ответственностью владельцев парков маршруток будет тоже неплохо. Именно в этом случае закон защитит людей наиболее эффективно. Иначе, до тех пор, пока власть будет искать виноватых и перекладывать бумажки со статистикой с места на место, пытаясь сложить пасьянс решения дорожных проблем, безопасности простые пассажиры и автолюбители не будут в безопасности.