Недавно ГИБДД России опубликовала
статистику аварийности за 2012 год. Данные неутешительные: за прошедший год в
ДТП погибло около 28 000 человек, еще 260 000 получили травмы. Всего
за 2012 год произошло 203 597 аварий, этот показатель превышает результат
2011 года на 1,9%. Россия по-прежнему на
одном из первых мест по уровню смертности при ДТП, и это несмотря на то, что с 2006 по 2012 год
был реализован первый этап Федеральной программы по повышению безопасности на
дорогах, на что было выделено 48 миллиардов рублей. Но на протяжении всех этих
лет число жертв нисколько не уменьшилось, наоборот, оно неуклонно росло. Власти
лишь смогли наказать рублем водителей и пешеходов, увеличив штрафные санкции за
нарушение ПДД. Абсолютно ясно, что эти ужесточения не помогли изменить ситуацию
на российских дорогах...
Убийственные цифры
В результате ДТП в России в 2012 году погибли 27 953 человека, что на 0,1%
больше, чем в 2011 году. В каждом десятом происшествии страдали дети и
подростки - с их участием случилось почти 21 000 аварий. В итоге 940
несовершеннолетних погибли и 22 016 получили ранения. Среди субъектов РФ по
аварийности в числе лидеров по-прежнему Московская область (9241 ДТП),
Краснодарский край (6710 аварий), Ростовская область (6183 ДТП), Татарстан
(5483 ДТП) Свердловская область (5387 ДТП) и Нижегородская область (5215
аварий). Согласно данным Всемирной
организации здравоохранения, Россия является единственной европейской страной,
где показатель смертности на дорогах на 100 000 человек превышает 20 тысяч. РФ
занимает одно из последних мест в этом рейтинге наряду с Зимбабве, Камеруном,
Ираном. По числу погибших в результате
ДТП относительно количества автомобилей Россия в десять с лишним раз
превосходит наиболее безопасные европейские страны и Японию, в пять раз - США,
в три раза - страны Центральной Европы.
Причины ДТП
Все те же эксперты ГИБДД выяснили, что
каждая пятая авария происходит из-за плохого состояния дорог. Именно разбитые
дороги стали причиной 42 772 ДДП, в которых погибло 6 950 человек
(+1.8% по сравнению с 2011 годом). Травмы получили 54 468 человек (+2.3%).
Другой причиной аварий являются нетрезвые
водители, в 2012 году произошло 12 843 ДТП с их участием, 2 103
человека погибли, этот показатель остался на том же уровне, что и в 2011 году.
В 28 518 ДТП главными виновниками стали пешеходы.
Специалисты также говорят о том, что покупка
недорогих отечественных автомобилей способствует увеличению аварийности: по
статистике, в наших авто погибает в 6 раз больше людей.
Еще с 2006 года началась реализация
программы по повышению безопасности на дорогах, за 6 лет на нее потратили 48
миллиардов рублей. Но показатели смертности при ДТП лишь увеличились, стоит ли
говорить о том, что федеральная программа провалилась? И, тем не менее, на
продолжение программы до 2020 года будет выделено еще 100 миллиардов рублей.
Помогли?
При реализации программы по безопасности дорог чиновники додумались до
увеличения штрафов для водителей и пешеходов в разы. Но ситуация
кардинально не изменилась. Состояние
даже федеральных трасс оставляет желать лучшего.
Пожалуй, единственным светлым пятном во всей ситуации является активное внедрение систем видеофиксации: за 2012 год на
территории РФ камерами было зафиксировано больше 22 миллионов нарушений. В
некоторых регионах, где на самых аварийных участках были установлены комплексы
видеофиксации, количество ДТП снизилось вдвое.
Но только установка камер не поможет глобально снизить аварийность.
Необходим целый комплекс мер, способствующих эффективному решению проблемы.

Руководитель магазина ООО «Кансоник»
Алексей Никитин
Как видеорегистраторы могут повлиять на количество смертей на дорогах?
Россия удивительная страна. Я горжусь нашей родиной. У нас есть все. И вряд ли я смог жить в другом месте. Там просто скучно. День сурка, одно и то же. Проснувшись утором в России, мы никогда не знаем, чем закончится сегодняшний день. В прочем я не об этом...
Население Российской Федерации немногим больше 100 миллионов человек. Для сравнения население Европейского Союза 500 миллионов человек. Однако, парадокс, только представьте: на дорогах РФ каждый год гибнет около 30 000 человек, а на дорогах ЕС 50 000.
Почему такая большая разница? Разница в 3 раза колоссальна. Ведь автомобилей на душу населения в ЕС намного больше.
Можно говорить о развитости транспортной инфраструктуры. Мы постоянно слышим о качестве немецких дорог. Но, как известно, в Германии самая высокая доля смертей на дорогах в Европейском Союзе. Т.о. этот аргумент опровергнут.
Может дело в строгости закона? Ведь в ЕС очень большие штрафы за превышение скорости, неправильную парковку и т. д. Аргумент хороший, но в РФ штрафы почти сравняли с европейскими, однако, это пока не изменило ситуацию.
В чем же причина такой печальной статистики?
На мой взгляд, дело в развитости гражданского общества и в «неосознании неотвратимости наказания». На наш взгляд нарушитель, лихач, совершая то или иное противоправное деяние в России, думает, что это ему сойдет с рук. В ЕС ситуация ровно противоположная, гражданское общество не позволит совершать такие проступки. Поведение свойственное гражданскому обществу.
Теперь представьте, что в каждом автомобиле у гражданина РФ установлен видеорегистратор. Каждый автомобилист знает, что он находится под наблюдением камер соседних водителей. Станет ли он совершать нарушение, станет ли он проезжать на красный, не пропускать пешеходов?
Лично я стал более спокойным, когда у меня появился регистратор. Сначала я купил китайский за 3000 рублей. Потом качественный с детектором движения, датчиком удара, аварийной кнопкой и даже GPS в кронштейне.
Нет, я не стал спокойнее ездить, я стал более ответственным, более уверенным. Я теперь знаю, если что, у меня, по крайней мере, есть запись на видеорегистраторе, которая поможет мне, если ДТП произойдет не по моей вине. На новом регистраторе у меня есть поворотная камера для того, чтобы зафиксировать сотрудника ДПС, регистратор быстро можно снимать за счет специального кронштейна, я могу использовать его как обычную камеру, т.к. есть аккумулятор.
На наш взгляд, совершенно верной является иногда проскакивающая идея нашего правительства оборудовать все автомобили видеорегстраторами к 2020 году. Это могло бы в корне изменить данную ситуацию.